Оформление наследства — сложная нотариальная процедура, порядок проведения которой детально регламентирован законодательством.
В рамках наследственного дела, поступившего в его производство, нотариус обязан установить круг наследников, а также проверить и защитить их наследственные права. Срок оформления наследства составляет шесть месяцев с даты смерти. В течение этого времени все правопреемники должны обратиться с заявлениями о принятии наследства или отказом от него в нотариальную контору, а также представить определенные документы.
Оформление наследства начинается с визита к нотариусу для открытия наследственного дела, где наследник, предъявив документы, оформляет заявление о принятии наследства.
В идеальной ситуации, визиты в нотариальную контору наследников умершего, должны сводиться к следующему:
1. Наследник оформляет у нотариуса заявление, получает список документов, необходимых для выдачи свидетельства о праве на наследство и запросы для оформления документов в организации, где это необходимо. Документы на наследуемые объекты собственности собирает и оформляет сам наследник, они предоставляются нотариусу во второй визит.
2. Примерно за месяц до истечения полугода со дня смерти наследодателя, наследник должен принести документы на наследуемые объекты в соответствии со списком, полученным от нотариуса в первый визит
3. В последний раз наследник приходит к нотариусу по окончании шестимесячного срока со дня смерти наследодателя и получает Свидетельство о праве на наследство.
Итак, с чего начать оформление наследства и что должно быть в результате теперь ясно – начинается все в нотариальной конторе с открытия наследственного дела, а в результате наследник получает свидетельство о праве на наследство.
После того, как перед наследниками построен процесс оформления наследства, пора разобраться с необходимыми документами для получения свидетельства о праве на наследство.
В первую очередь надо подготовить документы, без которых нотариус не откроет наследственное дело:
свидетельство о смерти наследодателя
справка с места жительства наследодателя (с датой его выписки)
завещание (если таковое имеется).
Наследник, открывающий наследственное дело, должен так же представить документ подтверждающий родство с наследодателем.
Чтобы в заявлении об открытии наследственного дела сразу точно указать всю наследственную массу лучше захватить в нотариальную контору все имеющиеся документы, подтверждающие право собственности наследодателя на наследственное имущество.
Список документов для оформления имущества, передаваемого по наследству:
Квартира/комната:
· Документы, подтверждающие право собственности наследодателя на квартиру/комнату (свидетельство о правах собственности, договор купли—продажи/мены/дарения, акт приема—передачи помещения, справка из ЖСК о выплате пая, наследственное свидетельство и т.д. — подлинники и копии);
· Документ, подтверждающий оценку недвижимости на дату смерти (справка органов технический инвентаризации, кадастровый паспорт, акт оценки имущества и т.д.);
· кадастровый паспорт;
· справка о содержании правоустанавливающих документов;
· выписка из ЕГРП.
Банковский вклад:
· сберкнижка с указанием номера отделения, в котором был открыт вклад, договор об открытии денежного вклада и т.д.;
· завещательное распоряжение (необходимо для вкладов, которые завещаны после 01.03.2002 ).
Акции:
· выписка из реестра акционеров, взятые у реестродержателя акций ;
· адрес и наименование регистратора, который ведет реестр акционеров (необходимо для направления запроса о количестве акций и их номинальной стоимости;
· отчет о рыночной цене акций на дату смерти (прошитый, пронумерованный и заверенный оценщиком) либо справка из Фондовой Биржи НП РТС.
Автотранспорт:
· ПТС (подлинник, копия);
· техпаспорт (подлинник, копия);
· отчет о стоимости транспорта на дату смерти.
Земельный участок:
· документы на землю (договор купли—продажи/дарения/мены, свидетельство о правах собственности, наследственное свидетельство и т.д. — подлинники и копии);
· постановление о передаче земли в собственность — необходима в случае первичной приватизации;
· справка о содержании правоустанавливающих документов;
· Выписка из ЕГРП;
· кадастровая выписка и кадастровый план;
· оценка земли на дату смерти.
Дом:
· документы на дом (свидетельство о правах собственности, договор купли—продажи/дарения/мены; свидетельство о праве на наследство и т.д. — подлинники и копии);
· документы БТИ (поэтажный план, оценка дома на дату смерти, экспликация);
· справка о содержании правоустанавливающих документов;
· выписка из ЕГРП.
Гараж (бокс, машиноместо):
· документы на гараж (регистрационное удостоверение, справка ГСК и т.д. — подлинники и копии);
· документы БТИ (поэтажный план, оценка гаража на дату смерти, экспликация);
· выписка из ЕГРП.
Доли в ООО:
· учредительный договор, устав (копии, заверенные налоговым органом);
· правоустанавливающий документ (договор купли-продажи/дарения и т.д., учредительный договор, решение о создании (протокол о создании) и т.д.);
· выписка ЕГРЮЛ на дату смерти (выдается налоговым органом по месту регистрации фирмы);
· регистрационные документы (Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации).