Оформление наследства — сложная нотариальная процедура, порядок проведения которой детально регламентирован законодательством.

В рамках наследственного дела, поступившего в его производство, нотариус обязан установить круг наследников, а также проверить и защитить их наследственные права. Срок оформления наследства составляет шесть месяцев с даты смерти. В течение этого времени все правопреемники должны обратиться с заявлениями о принятии наследства или отказом от него в нотариальную контору, а также представить определенные документы.

Оформление наследства начинается с визита к нотариусу для открытия наследственного дела, где наследник, предъявив документы, оформляет заявление о принятии наследства.

В идеальной ситуации, визиты в нотариальную контору наследников умершего, должны сводиться к следующему:

1.        Наследник оформляет у нотариуса заявление, получает список документов, необходимых для выдачи свидетельства о праве на наследство и запросы для оформления документов в организации, где это необходимо. Документы на наследуемые объекты собственности  собирает и оформляет сам наследник, они предоставляются нотариусу во второй визит.

2.        Примерно за месяц до истечения полугода со дня смерти наследодателя, наследник должен принести документы на наследуемые объекты в соответствии со списком, полученным от нотариуса в первый визит

3.        В последний раз наследник приходит к нотариусу по окончании шестимесячного срока со дня смерти наследодателя и получает Свидетельство о праве на наследство.

Итак, с чего начать оформление наследства и что должно быть в результате теперь ясно – начинается все в нотариальной конторе с открытия наследственного дела, а в результате наследник получает свидетельство о праве на наследство.

После того, как перед наследниками построен процесс оформления наследства, пора разобраться с необходимыми документами для получения свидетельства о праве на наследство.

В первую очередь надо подготовить документы, без которых нотариус не откроет наследственное дело:

свидетельство о смерти наследодателя

справка с места жительства наследодателя (с датой его выписки)

завещание (если таковое имеется). 

Наследник, открывающий наследственное дело, должен так же представить документ подтверждающий родство с наследодателем.

Чтобы в заявлении об открытии наследственного дела сразу точно указать всю наследственную массу лучше захватить в нотариальную контору все имеющиеся документы, подтверждающие право собственности наследодателя на наследственное имущество.

Список документов для оформления имущества, передаваемого по наследству:

Квартира/комната:

·         Документы, подтверждающие право собственности наследодателя на квартиру/комнату (свидетельство о правах собственности, договор купли—продажи/мены/дарения, акт приема—передачи помещения, справка из ЖСК о выплате пая, наследственное свидетельство и т.д. — подлинники и копии);

·         Документ, подтверждающий оценку недвижимости на дату смерти (справка органов технический инвентаризации, кадастровый паспорт, акт оценки имущества и т.д.);

·         кадастровый паспорт;

·         справка о содержании правоустанавливающих документов;

·         выписка из ЕГРП.

Банковский вклад:

·         сберкнижка с указанием номера отделения, в котором был открыт вклад, договор об открытии денежного вклада и т.д.;

·         завещательное распоряжение (необходимо для вкладов, которые завещаны после 01.03.2002 ).

Акции:

·         выписка из реестра акционеров, взятые у реестродержателя акций ;

·         адрес и наименование регистратора, который ведет реестр акционеров (необходимо для направления запроса о количестве акций и их номинальной стоимости;

·         отчет о рыночной цене акций на дату смерти (прошитый, пронумерованный и заверенный оценщиком) либо справка из Фондовой Биржи НП РТС.

Автотранспорт:

·         ПТС (подлинник, копия);

·         техпаспорт (подлинник, копия);

·         отчет о стоимости транспорта на дату смерти.

Земельный участок:

·         документы на землю (договор купли—продажи/дарения/мены, свидетельство о правах собственности, наследственное свидетельство и т.д. — подлинники и копии);

·         постановление о передаче земли в собственность — необходима в случае первичной приватизации;

·         справка о содержании правоустанавливающих документов;

·         Выписка из ЕГРП;

·         кадастровая выписка и кадастровый план;

·         оценка земли на дату смерти.

Дом:

·         документы на дом (свидетельство о правах собственности, договор купли—продажи/дарения/мены; свидетельство о праве на наследство и т.д. — подлинники и копии);

·         документы БТИ (поэтажный план, оценка дома на дату смерти, экспликация);

·         справка о содержании правоустанавливающих документов;

·         выписка из ЕГРП.

Гараж (бокс, машиноместо):

·         документы на гараж (регистрационное удостоверение, справка ГСК и т.д. — подлинники и копии);

·         документы БТИ (поэтажный план, оценка гаража на дату смерти, экспликация);

·         выписка из ЕГРП.

Доли в ООО:

·         учредительный договор, устав (копии, заверенные налоговым органом);

·         правоустанавливающий документ (договор купли-продажи/дарения и т.д., учредительный договор, решение о создании (протокол о создании) и т.д.);

·         выписка ЕГРЮЛ на дату смерти (выдается налоговым органом по месту регистрации фирмы);

·         регистрационные документы (Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации).